понедельник, 11 февраля 2013 г.

Осознание Фотографии-2013

   
Осознание Фотографии как явления даётся не всем и не враз.
А кому-то - так и не даётся вовсе.

«То, как проталкивается современная массовая цифровая фотография, иначе как шарлатанством, мошенничеством и насилием не назовешь. Под предлогом стремительного прогресса насаждаются примитивные низкопробные стандарты, зомбируется сознание, деградируются человеческие ценности. А для пользователей вся жизнь превращается в погоню за химерой. Но человек всё же рождён для творчества, а не для безмозглого щёлканья двумя кнопками снять/удалить».  
Валерий Кривцов, «Фотокурьер» №11-12/2004.

Потому - иду по пунктам:
0. Фотоаппарат "Любитель". Средний формат, тип 120, 12 кадров 6х6. Копия Voigtländer Brillant.
Называется так - почему?















По причинам, связанным с тогдашней классификацией съёмочной техники с форматом кадра фотопластинок или листовых фотоплёнок:

профессиональная - это 8х10 дюймов (20х25см) и более - 16х20 --- 2х3метра, для съёмок поездов и пароходов целиком (не шутка). Размер.... - а размер объектива?!










Для развлечений - форматы 5"х8" (12х18см) и 4"х5" (10х12), практически - любительские. В условиях необходимой экспедиционной или скрытой съёмки использовали и 2,5"х3,5", у России хорошо известна Москва-3 - Zeiss Super-Ikonta на фотопластинках.

Для любителей - много более простой вариант, рулонные плёнки в бумажном ракорде. Наиболее употребительным был ролик плёнки тип 120: кадр от 41х56мм (4,5х6) до 58х165см (6х17). Не удивительно, что ввёл в оборот этот любительский формат великий концерн Kodak в 1901году (для Brownie №.2).

 











  

Через много лет для профи появилась безракордная плёнка 220 - вдвое большей длинны. На Луне в Hasselblad-ах протягивалась 70-мм перфорированная плёнка тип 5/70, а супер кинотеатрах сегодня скользит лента IMAX 15/70 с форматом кадра 69,6x48,5мм.

А малого формата - 24х36мм - вообще не было, пока киношникам не понадобилась маленькая тестовая камера для определения чувствительности 35-мм перфорированных кинолент.Сам 35-мм кинокадр был 21,95х18,6мм.
Albini Alba 64/63 4,5x6












  
1. За 180 лет с момента получения Ньепсом первого закреплённого фотоизображения постоянно происходит уменьшение формата фотоизображения, уменьшение аппаратуры, расширение потребительской массы... За последние 100 лет было осуществлено, как минимум, 18 попыток перевести массовую, в первую очередь, аппаратуру на некоторый меньший, более выгодный для Производителей и Маркетологов, формат.
135 (24х36), 126 (26.5×26.5), 24x24, 18х24, 110 (13x17), 10х14, 8х11, APS-H 30,2×16,7, APS-C 25,1×16,7, APS-P 30,2×9,5, 1", 2/3", 4/3", 1/1,5" - 1/2", 1/2,5", Nikon 1, Pentax Q...









А мы, по-прежнему, смотрим на снимок Адамса....

2. В автомобильной технике известно: хочешь экономичности - повышай мощность двигателя при уменьшении его рабочего объёма: наддувай, охлаждай, сжимай, зацикливай и оптимизируй. Однако, если хочешь крутящего момента - увеличивай объём двигателя.

В фотографии автомобильную закономерность пришлось вспомнить при "матричном прыжке": по достижению сенсорами цифрокамер 16-50мп стало ясно, что для нормальной работы необходимы объективы "с большой линзой", с оптическими блоками не менее 67мм.
А попутно.... вопль "Этот объектив не резкий - у него фронт/бек фокус":


читаем у Владимира Дорофеева перевод статьи Roger Cicala, Президента фирмы LensRentals
"Проверяйте объективы на своем фотоаппарате", написанной в 2008 году.



А теперь, пока не расслабились - перевод его же статьи уже 2010 года:
"Выводы и доводы от LensRentals" .
Стала "прозрачнее" ситуация с "железом"!? ))))


3. После доводов Роджера можно долго ругаться и кричать "Я знал, я чувствовал!...",
но ещё ранее была великая статья Андрея Васильевича Шеклеина
"7 ловушек цифровой фотографии" (март 2006), авторский вариант которого лежит у меня хорошо "закопанный".


А 11 февраля 2013 года прорвало (иначе не скажешь) питерского писателя, издателя и, видимо, фотографа
 Дмитрия Сергеевича Ивахнова (ибн Кристофер Грант) - он в Facebook разразился потрясающей силы текстом
"Марш фотолуддитов".
Вот оно, осознание:

МАРШ ФОТОЛУДДИТОВ

Олдскульные фотографы всегда сражались!
Сражались с зерном, скверной резкостью, недо/переэкспонированием.
Упрямо "пушили" пленку, повышая чувствительность подслеповатой эмульсии. Религиозно блюли температурный режим и ритуал правильного вращения фотобачка. А потом колдовали со смачивателями (чаще - квантом шампуня), чтобы не дай бог, на капризной подложке не остались следы от высохших капель. И, уже под занавес, в нитяных белых перчатках, словно вышколенные викторианские мажордомы, благоговейно рассекали целлулоидную плоть пленки.

Затем начиналось камлание с фотоувеличителем. Непременно с правильными антиньютонвскоми стеклами прижимной рамки. Грамотным вычитанием пыли с негативов. Секретными формулами проявителей, которые самые ревностные адепты всегда составляли лично. Для чего выцепляли в магазинах химреактивов дефицитные глицины и амидолы.
Поэтому для самых рьяных фотографов любимым чтением на ночь, зачастую становился томик "Рецептурного справочника" Микулина. От названий "Глициновая кашица Гюбля" и "Синий неофин" сладостно кружилась голова и внутри порхали цикады.

* * *

Потом улицы наших городов нагло атаковали кодаковские минилабы и фотография из тайной доктрины превратилась в эстетический фастфуд.
Минилабы сменила победная поступь "цифры", которая через какой-то десяток лет сумела добиться всего, чего так недоставало пленке: "звенящей" резкости; запредельного разрешения; почти безразмерного баланса белого и ISO при котором можно снимать там, где человеческие глаза уже стыдливо бредут на скамейку запасных.
В результате фотоэволюции возник технически безупречный кадр: бескомпромиссно резкий; идеально экспонированный; с изысканной цветопередачей. Казалось бы: вот оно счастье! Протяни руку и получишь. Теперь мобильником легко снять то, для чего раньше потребовался бы грузовик громоздкой аппаратуры.

* * *

Ликуй, фотограф! Наконец у тебя не будут потеть ладони в душном черном мешке, когда ты наматываешь пленку на катушку. Ты можешь позабыть о хрупких стеклянных светофильтрах, для коррекции цветовой температуры. Отныне твои легкие не будут страдать от вредных миазмов фоторастворов. А позвоночник хрустеть от неподъемного кофра.
Теперь ты можешь получить почти идеальное изображение, таская в кармане джинсов камеру размером с пачку сигарет. Ура!

И все заликовали и пустились в виртуальный пляс.
Но ненадолго.

Поэтому "идеальная" цифровая фотография быстро приелась. И все дружно принялись ностальгировать о том, с чем прежде сражались: уютном зерне, теплых пленочных тонах и даже клинописи пылинок на эмульсии. Отныне все эти былые недостатки стали опознавательными знаками истинной аналоговой фотографии, которой, в противовес суррогатной цифровой, сразу же присвоили титул "настоящей".

Свершилось! Замороженную пиццу, которую нужно лишь разогреть в микроволновке, теперь продают в любом супермаркете. А рядом – электронные сигареты, имитирующие почти правдоподобный дым. И безалкогольное пиво.
Все эти товары сбалансированы, экологичны, антисептичны и почти полезны. Но мы все равно предпочитаем пахнущий дымком шашлык, душистый виргинский табак и кружку настоящего густого "гиннесса".

Человек так устроен, что чрезмерное совершенство ему приедается. А тем более, когда в жертву этому мнимому совершенству принесены вкус, запах или звук.

* * *

Если вдуматься в алгоритмы обработки цифровых изображений, то нельзя не заметить некую пикантную подробность: все манипуляции с "цифрой" есть ни что иное, как попытка закамуфлировать ее "под пленку".

Но и этого оказалось недостаточно. Появились "фотолуддиты", которые с упоением стали безжалостно ухудшать технически безупречные цифровые кадры. Добавлять все то, с чем раньше яростно боролись: зерно, царапины, цифры в межкадровых интервалах , прорези перфорации и даже (о, ужас!) виньетирование.

Так в нашу жизнь вломился Instagram - сервис, где с помощью набора фильтров, совершенное (читай - "бездушное") цифровое изображение стало возможно сделать менее совершенным. Добавить ему "пленочности". Убить резкость, цвет, разрешение. В знак протеста против отлакированной безупречности. А все потому, что любому фотографу (чем бы он ни снимал) унизительно чувствовать себя молекулой визуальной ноосферы. Ведь философия "цифры" балансирует на двух китах: предсказуемости и повторяемости результата. В отличие от пленочной фотографии, которая как раз, напротив, абсолютно уникальна в своей неповторимости. И позволяет проявлять индивидуальность даже в выборе эмульсии и экспонирования, не говоря уж о кунштюках проявления и печати. В пленочной фотографии был заметен почерк каждого фотографа. А цифра все нивелировала, унифицировала, привела к визуальному идеалу, и тем обезличила.

* * *

В начале нулевых в сети бушевали виртуальные битвы: пленка vs цифра. Теперь все встало на свои места. Цифра прочно заняла нишу продукта повседневного употребления. А пленка превратилась в лакомство для избранных.

В жизни редко пересекаются те, кто закачивает музыку в MP3 плееры и те, кто слушает винил. Потому что ввинтить наушники в уши и пританцовывать под рэп в метро, это совсем не то, что очистить специальной бархоткой пластинку, бережно извлеченную из глянцевого конверта, трепетно возложить ее на вручную выточенный диск деки, и специальным лифтом благоговейно опустить тонарм.
Так гурман не станет питаться пельменями из пачки, а книгочей слушать аудиокниги. Ценитель кино предпочтет пойти на премьеру в кинотеатр, вместо того, чтобы поглазеть экранку на ноутбуке. Любитель парфюма поостережеться пользоваться дешевыми духами, а поклонник живописи не удовлетворится репродукцией. Да и настоящий болельщик всегда предпочтет стадион телевизору.
В мире всегда будут те, кто всегда выбирает подлинник и те, кому сгодиться и подделка. Те, кто предпочтет эксклюзив и кто удовольствуется массовым тиражом.
Здесь нет правых и неправых. Каждый волен выбирать свое.

* * *

Цифра для тех, кто предпочитает простоту, невзыскательность и скорость. Тех, кто привык пролистывать на компе тысячи почти одинаковых кадров.
Пленка - это выбор для личности. Тех, кто не лениться покупать еду в проверенных местах, а за одеждой предпочитает отправляться в пусть недорогие, но дизайнерские бутики. Тех кто любит живые цветы, а не виртуальные открытки в соцсетях. Тех, кто предпочтет получить вместо тысячи однообразных цифровых фоток, пять десятков воздушных, пропитанных энергетикой пленочных кадров, чтобы потом со со смаком рассматривать их в лучах слайдопроектора на экране.

Конечно, пленку можно оцифровать. И тогда эти изображения будет легко выложить в интернет или переслать друзьям.
Но это все равно будут принципиально иные фотографии, нежели изначально снятые на цифровую камеру. В них появится воздух, красивый цвет, фактурность.

Это произойдет не из-за того, что в пленке уже содержится какое-то мистическое начало (хотя, если честно, оно там есть). А потому, что цифровое изображение – это набор математических формул, где учтена прихоть каждого пиксела. А зерно эмульсии ведет себя почти хаотично; кристаллы серебра каждый раз выстраиваются в непредсказуемые узоры и от того любой пленочный кадр уникален. Самобытность аналогового изображения зависит от таких принципиально неповторяемых факторов, как полив эмульсии; чистота химреактивов; скорость вращения пленки в проявителе, температура и влажность и еще сотни других. Все эти процессы невозможно смоделировать повторно, поэтому каждый ролик пленки, каждая отпечатнная вручную фотография, будет обладать неповторимой индивидуальностью. Именно такой, которую заслуживает наша уникальная жизнь, запечатленная на пленку.

Если "цифра" – это продукт человеческого разума, то пленочная фотография – письмена Бога.

Поэтому если нам нужно просто зафиксировать некое событие, то сгодится и "цифра", но если мы намерены получить не только сухую констатацию происходящего, но и подлинно художественную фотографию, вобравшую в себя всю энергетику высших миров, то от пленки никуда не деться...

"Цифра" – это мода, причем вчерашнего дня. "Пленка" – это стиль.

А как верно подметила Коко Шанель – мода проходит, а стиль остается.

Dmitry GRANT, 2013

1 комментарий: